|
Бегущий по лезвию
Фильм Ридли Скотта
В ролях Харрисон Форд, Шон Янг,
Рутгер Хауэр
Фантастический боевик
продолжительность 120 минут
Рик Декард рыщет, как хищный зверь, в стальных джунглях Лос-Анджелеса XXI века, нашпигованных микроэлектроникой. Он - Бегущий по лезвию,
он - тот, кто выслеживает и убивает "репликантов" -
роботов-андроидов, которым под страхом смерти запрещено
появляться на Земле... Один из самых знаменитых фантастических
фильмов 80-х годов по замечательному роману Филипа Дика
"Мечтают ли андроиды об электроовцах".
Традиционное (для меня) начало разговора об фильме -
бурчание по поводу перевода назания на русский язык. BLADE RUNNER - это, в
буквальном переводе, "живодер", "убойщик". Я не к тому, чтобы немедленно
перестать называть этот фильм "Бегущий по лезвию" - традиция именования
сложилась, и я знаю традиции похуже,- но передать режиссерский акцент,
звучащий в названии фильма, мне кажется важным.
Потому что "Бегущий по лезвию" - это фильм именно об
убийце. Рик Декард - профессионалный охотник на сбежавших
андроидов-репликантов. Он - сдерживающий фактор, не позволяющий роботам
использовать дарованное им сознание и свободу воли.
Давняя проблема теологов - зачем Бог дал человеку
возможность выбирать между добром и злом? - преображается в "Бегущем...":
здесь творцом является не Бог, а человек. И его творения, наделенные
разумом и волей, лишены необходимости решать эту проблему. Они сознают,
что ничем не уступают человеку, их сотворившему - за одним исключением.
Срок жизни репликанта короче людского. Андроидов, как и людей, волнует
проблема бессмертия... И, как человек обвиняет Бога в неизбежности своей
смерти, так и андроид обвиняет своего создателя Тирелла в том же самом.
Не просто сходность, но идентичность андроида и человека
просматривается и в том, что охотник Рик Декард и андроид Рэйчел
влюбляются друг в друга, и в том, что Декард обнаруживает у себя
"наведенные" воспоминания (этот эпизод присутствует только в режиссерской
версии фильма) - и, следовательно, также является репликантом. Наиболее
сильный в этом отношении момент фильма - когда андроид, блистательно
сыгранный Рутгером Хауэром, из мстителя превращается в спасителя. Аллюзии
усиливает то, что режиссер придает герою Хауэра стигмат Христа - руку,
пробитую гвоздем. И именно этой рукой андроид вытаскивает Декарда из-за
края небоскреба...
Диалектическая спираль совершила полный виток. Творение
человека повторило величайший поступок творения Бога, подчеркнув в который
раз, что в этом мире нет совершенства - а раз так, то поступки бессмертных
приходится совершать смертным...
Может быть именно в этом и заключается победа над смертью?
Сергей Бережной
|
|